СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Скелет цивилизации

Спрос рождает предложение. Новые материалы появляются чуть ли не каждую неделю. Казалось бы, какой смысл держаться за технологии, чей возраст насчитывает сотни лет? Однако время идет, а мы по-прежнему видим на каждом шагу изделия из металлопроката. Разнообразие прокатных изделий кажется бесконечным – от огромных листов и труб диаметром в несколько метров до тончайшей проволоки. Прокат изготавливают не только из черных металлов, но и из цветных – в том числе редких, драгоценных и даже радиоактивных! И если верить прогнозам ученых и фантастов, в ближайшую тысячу лет ситуация вряд ли изменится. В чем секрет? Наверное, в том, что принцип ее прост, как все гениальное. Суть ее в том, что металлическую полосу пропускают через несколько вращающихся в разные стороны валков, которые придают ей определенную форму – она называется «профилем». Сила трения затягивает заготовку в зазор между валками и обжимается по высоте. Если температура прокатки выше температуры рекристаллизации металла, то прокатку называют горячей, если ниже - тёплой или холодной, в зависимости от температуры. После этого изделие может быть подвергнуто дополнительной обработке. В зависимости от метода этой обработки прокат может быть шлифованным, зеркальным, калиброванным или шлифованным. По форме металлопрокатные изделия разделяются на листовые (горячекатанные и холоднокатанные) и сортовые. Сортовой прокат металла – это, по сути, полоса металла различного сечения. Профиль может быть от самого простого – он так и называется «простым», то есть иметь в сечение круг, прямоугольник, шестигранник и т.п. – до сложнейшего «фасонного» профиля, куда относятся и железнодорожные рельсы, и машиностроительные профили, которые имеют сложнейшую форму. К сортовому профилю относится и арматура – металлический прут различного диаметра. Арматура производится из стали, обработанной способом горячего катания, она может быть гладкой или рифленой. Из арматуры производят пучки, канаты, тросы. Изобретение принципа металлопроката приписывают Леонардо да Винчи – и, подобно многим открытиям этого великого ученого, оно долгое время оставалось невостребованным. А именно, до тех пор, пока не появились паровые машины, а вместе с ними – и первые железные дороги. Главная сложность изготовления железнодорожного рельса в том, что его сечение должно быть одинаковым по всей длине, и чем больше эта длина, тем лучше. Ни одна из существующих технологий такого качества обеспечить не могла – кроме технологии проката, которая в итоге получила мощный толчок к развитию. Сейчас технология проката ушла далеко вперед. Для изготовления прокатных изделий используются станки со сложнейшим цифровым оборудованием, для обработки применяются конвертеры, вакуумные установки и многое другое, и прогресс на этом явно не остановится. Так что, увидев в научно-фантастическом фильме космическую станцию, собранную из металлических балок или профиля сортового проката, имейте в виду: фантасты не так уж и далеки от истины.

Строительные товары, услуги, объявления, статьи, тендеры, выставки на портале Санкт-Петербурга www.stroyviam.ru (СтройВиам).

Назад к списку новостей